Северобайкальская межрайонная прокуратура разъясняет


С 1 сентября 2025 года применяются обновленные правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников школ и колледжей.
С 01.09.2025 вступает в силу Приказ Минпросвещения России от 04.04.2025 № 268, устанавливающий особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Продолжительность рабочего времени будет определяться в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 04.04.2025 № 269, также вступающим в силу с 01.09.2025 (от 18 до 36 часов в неделю в зависимости от занимаемой должности и специальности).
Определены виды работ, непосредственно входящих в должностные обязанности педагогических работников в соответствии с квалификационными характеристиками (ведение журнала и дневников обучающихся, организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям и пр.), а также виды дополнительной работы, непосредственно связанной с образовательной деятельностью, осуществляемой с письменного согласия педагогических работников за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ и пр.).
Предусмотрены, в частности, особенности разделения рабочего дня на части, режим рабочего времени работников в каникулярное время, а также в периоды отмены занятий. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2031 года.
Северобайкальская межрайонная прокуратура разъясняет «Усиление административной ответственности за осуществление предпринимательской без уведомления контролирующих органов.
С 27 июня 2025 года вступают в силу изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие более строгую административную ответственность за ведение предпринимательской деятельности без направления обязательного уведомления в адрес надзорных органов. Указанные поправки, утвержденные Федеральным законом от 28.12.2024 № 516-ФЗ, вводят существенные коррективы в процесс контроля за соблюдением субъектами предпринимательства законодательно установленных требований и предусматривают более суровые меры воздействия за их нарушение.
До момента вступления в силу данных поправок индивидуальные предприниматели и юридические лица были обязаны информировать надзорные органы о начале осуществления определенных видов деятельности, подлежащих регулированию. К таким видам деятельности относятся, в частности, открытие автосервиса, салона красоты или оказание услуг по грузоперевозкам. Уведомление надлежало подать посредством Единого портала государственных услуг или аналогичных региональных ресурсов до фактического начала осуществления соответствующей деятельности.
Однако, в случае непредставления сведений о начале деятельности, размер административных штрафов оставался незначительным, а сроки давности привлечения к ответственности были ограничены.
С принятием новых законодательных положений ответственность за нарушение порядка уведомления приобретает более серьезный характер. Теперь нарушения, связанные с отсутствием уведомления надзорных органов, будут квалифицироваться как длящиеся административные правонарушения. Это означает, что такое правонарушение сохраняется на протяжении всего периода осуществления деятельности без надлежащего уведомления. Как следствие, срок давности для привлечения к ответственности значительно увеличивается, составляя один год с момента совершения (или выявления) соответствующего деяния.
Кроме того, предусмотрено повышение размеров административных штрафов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:
Для индивидуальных предпринимателей штраф за такое нарушение составит от 7 до 12 тыс. рублей, а в случае повторного его совершения – от 15 до 25 тыс. рублей.
Для организаций штрафные санкции составят от 24 до 48 тыс. рублей, при выявлении повторного нарушения – от 50 до 60 тыс. рублей.
Введение данных мер направлено на повышение уровня ответственности субъектов предпринимательства и сокращение случаев игнорирования установленных правил уведомительного характера.
Административная ответственность будет наступать не только за отсутствие уведомления, но и за представление недостоверных сведений при его подаче.
Помимо ужесточения финансовых мер, поправки в законодательство предусматривают усиление контрольной функции за предпринимательской деятельностью. В частности, сведения об осуществлении бизнеса без уведомления будут являться основанием для проведения внеплановой проверки. Такие проверки могут осуществляться без предварительного извещения, что позволит контролирующим органам устанавливать все обстоятельства, имеющие значение для оценки законности ведения бизнеса.
Субъектам предпринимательства необходимо заблаговременно адаптироваться к новым требованиям и внимательно отслеживать все изменения в законодательстве. Несоблюдение предписаний по уведомлению о начале деятельности, предоставление недостоверных данных или отсутствие информирования об изменениях может привести не только к наложению штрафов, но и к инициированию серьезных проверок. Это создает дополнительные риски для бизнеса, увеличивая административные издержки и ограничивая его гибкость.
Установлена административная ответственность за незаконное привлечение инвестиций физических лиц.
Федеральным законом от 13.12.2024 № 461-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включена статья 14.56.1, направленная на пресечение незаконного привлечения инвестиций физических лиц.
За оказание услуг по привлечению инвестиций физических лиц лицом, не имеющим право на осуществление указанной деятельности в соответствии с законодательством о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и об ограничениях привлечения инвестиций физических лиц предусмотрен административный штраф для граждан от 5 до 30 тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц от 300 до 500 тысяч рублей.
В качестве наказания для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц также может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
Кроме того, статьей предусмотрены санкции за привлечение инвестиций физических лиц с нарушением требований, предусмотренных п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». За указанные правонарушения административный штраф составит для граждан от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 50 до 100 тысяч рублей, юридических лиц от 500 тысяч рублей до 1 млн. рублей.
В качестве наказания к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам также может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Срок давности за указанные правонарушения составляет 1 год со дня установления факта нарушения законодательства.
Привлечение инвестиций физических лиц путем заключения договоров на условиях публичной оферты либо в результате направления предложения делать оферту, адресованного неопределенному кругу лиц, допускается только посредством встречного предоставления физическим лицам ценных бумаг, либо в случае, если право лиц, привлекающих инвестиции, на привлечение инвестиций физических лиц предусмотрено федеральными законами.
«До конца 2026 года расчет пеней и штрафов за несвоевременную оплату ЖКУ будет осуществляться исходя из пониженной ключевой ставки Банка России».
Согласно постановлению Правительства РФ от 18.03.2025 № 329 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2025 - 2026 годах» до 1 января 2027 года расчет пеней, штрафов, начисление процентов в случаях, в частности, несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт и т.д., будет осуществляться исходя из минимального значения ключевой ставки Банка России из следующих значений: ключевой ставки, действующей по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевой ставки, действующей на день фактической оплаты (на день исполнения обязательства, на день начисления процентов).
Указанное распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года.